ПРОГРАММНОЕ ИЗДЕЛИЕ (ПИ) РУСЛАН

ПИ РУСЛАН разработано в период с 1995 по 1999г.г. как развитие ряда автоматизированных систем управления процессом технической эксплуатации воздушных судов (ВС) на авиапредприятиях и в авиакомпаниях бывшего СССР, Кубы и Польши.
Первыми из этого ряда (период с 1968 по 1978 г.г.) были пакетные системы ПИ ТОС, ПИ ТОС-Р, внедренные более чем на 20-ти крупнейших авиапредприятиях, включая аэропорты Внуково, Шереметьево, Домодедово, Пулково, аэропорты городов Ростов-на-Дону, Минск, Ташкент, авиакомпанию "Кубана де Авиасьон" (г.Гавана).
Следующим этапом в развитии (период с 1980 по 1988 г.г.) стали интерактивные системы ПИ АТБ-1, ПИ АТБ-2, ПИ ЭАТ, которые были установлены во многих аэропортах.
Указанные работы получили высокую правительственную оценку - Государственную премию Совета Министров СССР за 1990 год.

Созданные для авиакомпании LOT (г. Варшава) системы ЛОТОС-1 (1990 ) и ЛОТОС-2 (1993 ), унаследовав лучшие черты предыдущих разработок, уже учитывали требования технологии эксплуатации современной авиационной техники (самолеты типа BOEING, ATR, A-300) и опыт работы зарубежных компьютерных систем MАХI MERLIN (US AIR), SCEPTRE SYSTEM (AIR LINGUS, DUBLIN AIRPORT), DANIEL (USA), SILICON (CANADA).

ПИ РУСЛАН предназначено для автоматизации процесса сбора, обработки и отображения данных, связанных с организацией процесса технической эксплуатации авиационной техники.
Поэтому пользователями ПИ РУСЛАН являются прежде всего специалисты авиационно-технической базы (АТБ) авиапредприятия, а также широкий круг лиц, так или иначе связанных с организацией использования самолетного парка - работники отдела расписания, диспетчеры, специалисты коммерческих, грузовых служб и службы материально-технического обеспечения (МТО).
ПИ РУСЛАН не имеет ограничений на используемые типы ВС (отечественного или зарубежного производства) и позволяет контролировать разнообразные виды учета наработок для любого числа компонент каждого типа ВС. При этом особенности конкретного авиапредприятия являются параметрами настройки системы на объект применения.
ПИ РУСЛАН позволяет повысить уровень безопасности, надежности и эффективности эксплуатации авиационной техники.

ПИ РУСЛАН спроектировано как многоуровневая система модульной архитектуры. В состав ПИ РУСЛАН входит ряд самостоятельных программных систем (см. рисунок), взаимосвязанных по структуре и содержанию информации, функционирующих в единой информационно-вычислительной среде. 

АС "Техника" предназначена для автоматизации процесса учета и контроля ресурсного состояния ВС, авиадвигателей (АД), вспомогательных силовых установок (ВСУ) и агрегатов, регистрации их перемещений и изменений состояния эксплуатации. С помощью АС "Техника" обеспечивается ведение базы данных и информирование пользователей о ресурсном состоянии планера, двигателей и агрегатов.

АС "Управление" предназначена для автоматизации функций учета состояний эксплуатации, анализа и управления использованием самолётного парка. В состав АС "Управление" включена обработка данных о расписании вылетов и состоянии самолетов, информирование пользователей об использовании самолетов в разных временных и информационных разрезах, а также формирование данных об эксплуатации парка ВС авиапредприятия в соответствии с требованиями форм 8, 34, 36 и 37, определенных Госкомстатом для ГА.

АС* "Обслуживание" (находится в стадии доработки) предназначена для автоматизации ведения регламентов, назначения, учета и контроля выполнения работ в процессе отвода ВС на ТО, включая назначение и учет выполнения дополнительных работ. Для поступающих в авиакомпанию или самостоятельно разрабатываемых документов, влияющих на состав, содержание и организацию проведения работ по ТО в составе АС "Обслуживание" реализованы функции учёта и контроля исполнения.

АС "Надежность" предназначена для автоматизации функций учета отказов и неисправностей ВС, АД, ВСУ и агрегатов, находящихся в эксплуатации в авиапредприятиях, их статистической обработки и накопления данных, а также для информирования пользователей о результатах анализа надежности работы авиационной техники в разнообразных разрезах - по группам оборудования, кодам АТА-100, типам и экземплярам ВС. В системе проводятся расчеты коэффициентов надежности за различные периоды времени, готовятся в согласованном формате данные для передачи в органы государственного надзора за безопасностью полетов.

АС "Планирование" предназначена для автоматизированного составления планов использования самолетов, а также анализа и контроля выполнения требований регламента при проведении работ по ТО ВС. В составе АС "Планирование" реализованы функции формирования долгосрочных и оперативных планов использования самолетного парка авиакомпании. Для решения задач планирования реализованы специальные алгоритмы, которые на базе имитационных статистических моделей процесса технической эксплуатации самолетов оптимизируют планы использования самолетов в разных временных разрезах с учетом множества различных ограничений. Задачи планирования сформулированы в многокритериальной постановке, в терминах общей задачи теории расписаний.

АС МТО предназначена для автоматизации ведения складского учета, информирования о поступлении, расходовании и наличии материальных средств в авиакомпании, слежения за уровнем неснижаемого запаса, составления годовой заявки. Подробнее об АС МТО...

АС "Доработки" предназначена для обработки информации о назначенных, выполненных и не выполненных доработках по отдельному самолету и типу самолетов в целом. В АС "Доработки" хранятся данные о доработках для каждого конкретного самолета авиакомпании за весь период его эксплуатации.

Модуль "Система" предназначен для настройки ПИ РУСЛАН на конкретный объект внедрения, формирования справочных разделов БД, содержащих характеристики авиакомпании и другие данные нормативного характера.

В настоящее время ПИ РУСЛАН функционирует в ОАО "АЭРОФЛОТ" на IВМ9672. RA-5 в среде ADABAS v.6.3, NATURAL v.2.3, OS/390, в авиакомпании "Уральские авиалинии" на ЭВМ COMPAREX в среде ADABAS v.5.2, NATURAL v.2.2.5, CICS 1.7, MVS/XA.
В авиакомпании LOT система LOTOS (аналог ПИ РУСЛАН, разработанный для польской авиакомпании) функционирует на IBM-S/390, в среде ADABAS v.6.3, NATURAL v.2.3., OS/390, т.е. практически на текущих версиях программных продуктов компаний SOFTWARE AG и IBM.

Как следует из рассмотренного описания программно-аппаратной реализации функций ПИ РУСЛАН, принципиальным является выбор платформы mainframe в качестве центрального ядра обработки и хранения данных. Соответственно и прикладное программное обеспечение ориентировано на использование видеотерминалов на рабочих местах и, следовательно, достаточно ограниченный набор изобразительных средств. В условиях многократного выполнения операций обновления БД ограниченные графические возможности видеотерминалов не являются серьёзным недостатком с точки зрения эргономики. В то же время, недостатки упомянутых средств отображения становятся очевидными при получении информации в цветных графических формах, а также при подготовке печатной отчётности на рабочих местах.

Сегодня в ПИ РУСЛАН с помощью программного обеспечения фирмы SOFTWARE AG в качестве рабочих мест используются ПК, находящиеся в составе локальных вычислительных сетей. Для таких рабочих мест обеспечивается:

  • возможность работы с транзакциями ПИ РУСЛАН;
  • печать документов, формируемых в системе, на принтеры, подключенные к портам ПК;
  • обработка данных из ПИ РУСЛАН средствами ПК для получения цветных графических представлений;
  • связь с системами, функционирующими на ПК, для передачи им или получения от них необходимых данных.

Обеспечение перечисленных возможностей следует рассматривать как первый шаг на пути к реализации интерфейсов в архитектуре клиент-сервер для пользователей ПИ РУСЛАН.

Процесс внедрения ПИ РУСЛАН в промышленную эксплуатацию состоит из нескольких этапов. На первом этапе производится генерация операционной системы, системы телеобработки, пакета инструментальных программных средств и СУБД. Затем производится установка трех базовых подсистем ПИ РУСЛАН - АС "Техника", АС "Управление" и модуля "Система". После освоения и ввода в эксплуатацию указанных объектов производится установка остальных автоматизированных систем - АС "Обслуживание", АС "Надежность", АС "Планирование" и АС МТО.

ПИ РУСЛАН спроектировано таким образом, что позволяет в одном центре обработки данных обслуживать до 15 авиакомпаний и их филиалов. ПИ РУСЛАН является развивающимся программным продуктом, постоянно расширяются его функциональные возможности, а также повышается уровень информационного сервиса. В настоящее время ведутся работы над решением ряда экономических задач, организацией распределенной обработки данных, поступающих по каналам SITA и AFTN, интеграцией в среду ПИ РУСЛАН рабочих мест пользователей различных служб авиакомпании, контролем обслуживания ВС на перроне аэропорта, совершенствованием пользовательских интерфейсов на базе программных компонент, предлагаемых фирмой SOFTWARE AG.

В заключение следует отметить, что ПИ РУСЛАН является эффективным средством управления эксплуатацией самолетного парка. Программные средства, на которых базируется ПИ РУСЛАН, представляют современным авиакомпаниям практически неограниченные возможности по наращиванию объемов обрабатываемых данных, использованию удаленной обработки, расширению функционального состава системы и ее "открытости" для взаимодействия с другими программными средствами, используемыми в авиакомпаниях. СУБД ADABAS эффективно используется для приложений, которые рассчитаны на обработку больших объемов данных, а также большое количество одновременно работающих пользователей. ADABAS разработан и оптимизирован таким образом, чтобы обеспечить максимальную производительность для критически важных приложений, используя относительно небольшое количество вычислительных ресурсов. ПИ РУСЛАН, разработанное на NATURAL, легко масштабируется и переносится на другие платформы, так как ADABAS и NATURAL представлены на всех основных вычислительных платформах. В соответствии с политикой "ADABAS и NATURAL навсегда" SOFTWARE AG продолжает развивать эти продукты, обеспечивая их интеграцию с новейшими Internet-технологиями.

На сегодняшний день существуют версии ПИ РУСЛАН, функционирующие в среде операционных систем OS/390, LINUX, Microsoft Windows NT и Microsoft Windows XP.

Последние достижения в области предоставления услуг информационного сопровождения процесса технической эксплуатации ВС связаны с применением технологии ASP, что позволяет во много раз снизить затраты авиакомпаний на приобретение и эксплуатацию дорогостоящего программного продукта, и, следовательно, существенно повысить эффективность его использования.

В настоящее время ПИ РУСЛАН эксплуатируется в авиакомпаниях "Уральские авиалинии" (г.Екатеринбург), ОАО "АЭРОФЛОТ" (аэропорт Шереметьево, г.Москва), "Пермские авиалинии" (г.Пермь), LOT (г.Варшава, Польша). 

COPYRIGHT (C) PROGRAMMPROM
DESIGN (C) WEBMAN